Стиль Нео-Ренессанс
скачать PDFXIX век был веком эклектики, которая была порождена из философской доктриной, состоящей в том, чтобы из разных систем отобрать лучшее и создать из него новую полноценную систему. В прикладных искусствах это выражается в поиске различных источников вдохновения, к каковым относится и стиль Ренессанс.
Стиль нео-ренессанса ведёт свою историю со времён восхождения на трон короля Луи-Филиппа (1830-1848), и к 1835 году культ Средневековья уступил место увлечению Ренессансом. Мастера черпали вдохновение в мотивах стиля Ренессанс и стилей времён Генриха II. Сильным оказалось и влияние мотивов итальянских примитивистов, работы которых были представлены в Лувре, начиная с 30-х годов XIX века.
Существовавшая в те времена мода на деревянные изделия тёмных оттенков способствовала развитию этого стиля. Краснодеревщики работали преимущественно с орехом и массивом дуба.
Краснодеревщики были буквально очарованы массивной архитектурой мебели эпохи Ренессанса. Столы и двухъярусные предметы мебели стали предтечей многоярусных конструкций, а богатство иконографии немного вычурной мебели вполне соответствовало вкусам времён Второй империи.
Немалый вклад в развитие стиля нео-ренессанса внёс декоратор Мишель Жозе Наполеон Лиенар (1810-1870): для своих орнаментов он многое позаимствовал из искусства XVI века - рамки, переплетения, несколько тяжеловесная резьба, вечные химеры, кариатиды, амуры, сатиры, ряды морских раковин, гримасничающие фигуры… Он сотрудничал с архитектором Дюбаном в ходе реставрации замка Амбуаз, Версальского замка, Блуа и часовни в Дрё, благодаря чему ему удалось добиться твёрдости руки и набраться знаний о старинных стилях, в частности, о Ренессансе. Именно он является автором скульптурных моделей фонтана Сен-Мишель в Париже. С 1835 по 1865 годы Лиенар оказывал большое влияние на искусство и был основным поставщиком различных предметов искусства в стиле нео-ренессанс.
Архитектор Пьер Манген является автором роскошных работ в духе французского Ренессанса. У истоков его творчества стоит, прежде всего, традиция школы Фонтенбло, которая замечательно представлена в отделке особняка Маркизы де Пайва (1819-1884) на Елисейских полях. Особняк украшен картинами Жерома и де Бодри, скульптурами Обе, Барриа, Каррье-Белёз, Далу; в этом особняке маркиза давала потрясающие приёмы, на которых бывали Эмиль де Жирарден, Эмиль Ожье, братья Гонкур, Эдмон Абу, Делакруа, Теофиль Готье, Арсен Уссе, Тен, Сен-Бёф и Гамбетта. Богато отделанные бронзовые двери были изготовлены скульптором Легреном, а внутри посетителя встречала знаменитая лестница из оникса с резьбой и лепниной, столь характерная для стиля Наполеона III. Вплоть до наших дней сохранился один из нескольких знаменитых столиков ''с атлантами'', полностью изготовленных из мрамора и бронзы, которые были столь искусно вписаны в интерьер большой гостиной (сейчас этот столик хранится в Музее д'Орсе). Тема атлантов, навеянная итальянскими моделями XVII века, разрабатывалась совместно Каррье-Белёзом и его учеником Далу.
- фото 1: Настенные часы в стиле Ренессанс работы Бограна, Всемирная выставка 1867 года. Эти замечательные часы с корпусом из позолоченного серебра, украшенным чеканкой, резьбой и эмалью, с вставками из чистого золота, с эмалью, лазуритом и горным хрусталём, были сделаны Бограном, ювелиром императора Наполеона III.
- фото 2: Меч в стиле Ренессанс из богатой и знаменитой коллекции графа де Ньёверкерке, представленный на Выставке 1867 года.
- фото 3: Зеркало в стиле Генриха II, изготовленное мастером Бодаром. БылопредставленонаВсемирнойвыставке1867 года. РаботыБодаравсегдаоченьвысокоценились, таккаконвеликолепновладелискусствомработысметаллом. В этой работе мастер применил приём ковки, и из-под его молота вышли восхитительные волюты, корзинки, маскароны и гротескные завитки.
- фото 4: Камин из чёрного мрамора в стиле Ренессанс, выполненный мастерами Парфонри и Лемэр, которым на Всемирной выставке 1867 года была присуждена золотая медаль за достижения в мраморной промышленности.
- фото 5: Мебель чёрного дерева, инкрустированная слоновой костью, в стиле Ренессанс, работа Усинже, Всемирная выставка 1867 года.
- фото 6: Столик ''с атлантами'', который сегодня хранится в Музее д'Орсе.
- фото 7: Большая лестница из оникса, особняк Маркизы де Пайва, Париж.