Красный Ранский мрамор
скачать PDFМрамор, широко использовавшийся при строительстве замка Версаль, добывался в ныне заброшенном карьере в Рансе - деревне, расположенной в Валлонском регионе бельгийской провинции Эно. Ранс является одним из самых давно разведанных и крупных месторождений мрамора.
Людовик XIV добавил к фасаду замка Версаль, построенному при Людовике XIII, колоннаду из Ранского мрамора. Красный Ранский мрамор, или ''Старый Ранс'', как представляется, наиболее широко использовался при украшении замка, в частности, в Зеркальной галерее, Большом вестибюле, в различных салонах, а также применялся для изготовления портиков, облицовочных панелей, карнизов... Красота красного Ранского мрамора вполне отвечала желанию Людовика XIV применять в Версале самые благородные отделочные материалы. В течение 1660-1670 годов с подачи Кольбера во французской архитектуре велась настоящая ''мраморная'' политика. Ресурсы Севера, который в те времена относился к Франции, были, в первую очередь, знамениты благодаря красному Ранскому мрамору. Во времена строительства замка основную часть мрамора поставлял расположенный в Рансе карьер Маржель, однако он уже не мог удовлетворить всех потребностей, тем более что строителям требовались всё более и более крупные блоки для изготовления колонн. Поэтому для выполнения растущих объёмов заказов было принято решение открыть новую разработку ''Крупноблочная шахта'', которую в дальнейшем называли просто ''Версальской шахтой''.
''Старый Ранс'' представляет собой красновато-коричневый известняковый мрамор гриотт, испещрённый множеством табулятов (которые мраморщики называют ''крысиными хвостиками''), с сероватыми прожилками и белыми вкраплениями, более или менее густо расположенными в общей массе. Как и иные разновидности бельгийского красного мрамора, этот мрамор образовался из древнейшего ''куполообразного рифа'' с толщиной слоя до 70 метров.
Красный Ранский мрамор очень широко применялся в парижском регионе при изготовлении мебели и в архитектуре в XVI-XVIII веках. В течение XVIII века, в эпоху Регентства, наблюдалось преимущественное использование мрамора ярких и глубоких цветов, таких как Античный зелёный, Портор, а в особенности Ранс, активно применявшийся в отделке каминов и крышек комодов с фризом из палисандра, прожилки которого прекрасно сочетаются с густо переплетённой сетью тёмных прожилок этого бельгийского мрамора. Особенно этот мрамор ценился при украшении инкрустированной мебели, в которой разнообразие композиции зачастую дополнялось размещением на торцах цветов из дерева. С другой стороны, его достаточно редко использовали при изготовлении лакированной мебели, хотя порой встречаются столы, покрытые красным лаком, со столешницей из Ранского мрамора; мастера делали это либо для составления гармоничного ансамбля с мрамором камина, либо для удачного сочетания красного цвета двух материалов - покрытого красным лаком стола и мраморной столешницы. В переходный период от рокайля в стиле Людовика XV к неоклассицизму эпохи Людовика XVI Ранский мрамор часто применялся при изготовлении мебели вместе с красным деревом: красновато-коричневые оттенки красного дерева прекрасно сочетаются с этой разновидностью мрамора. В начале XIX века Наполеон, ставший королём Италии, без меры опустошал итальянские карьеры, и в те времена самыми модными цветами мрамора были красный крапчатый, белый, тёмно-синий, античный зелёный и зелёный цвета морской волны. В период Реставрации и Июльской монархии самыми востребованными были серый, белый и чёрный мрамор. Тем не менее, мастерские Ранса были загружены работой в течение всего XIX века, вплоть до 1952-1953 годов, ведь красный цвет местного мрамора с тёплыми оттенками не оставлял ценителей равнодушными.
библиография
J. Dubarry de Lassale, "Identification des Marbres", Turin, 2000.
J. Dubarry de Lassale, "Utilisation des Marbres", Turin, 2005.
E. Groessens, "Les Marbres belges à Versailles".
P. Julien, "Marbres, de carrières en palais", Manosque, 2006.